качественный результат которой, в основном, зависит от профессионального мастерства фотографа.

Игорь Головачев, рейтинговый свадебный фотограф города Могилева, рассказал корреспонденту zags.by об особенностях профессиональной свадебной репортажной фотосъемки, ее тенденциях и  особенностях в рубрике «Точки над i».

Игорь Головачев:

Определение репортажной съемки довольно просто - это достоверный рассказ о событии языком фотографий, в случае же свадьбы, рассказ этот приемлет большую долю участия личности фотографа, его видения. Здесь и большое количество художественных приемов, и грамотное видение и использование света, способность предвидеть развитие событий, умение общаться с людьми. Свадебная съемка со времени своего появления претерпела сильные изменения, если на заре времен фотограф делал менее ста фотографий за свадьбу, то нынче в погоне за настоящими эмоциями и уникальным моментом свадебные фотографы приносят со съемок четырехзначное количество кадров. 

Бытует мнение, что основное дело фотографа на свадьбе - снять прогулку жениха и невесты, однако, я не согласен с этим – ничто так не передаст атмосферу свадебного дня как фотографии непостановочные ¬ слезы счастья матери, отдающей свою дочь замуж, младшая сестренка невесты, тайком примеряющая перед зеркалом фату, выражение лица гостя, разбившего пробкой от шампанского любимую люстру хозяйки дома - разве можно представить семейное торжество без таких фотографий?! Несложно подсчитать: свадебный день 12 часов, из которых на целенаправленное фотографирование люди выделают в среднем 1-4 часа, т.е. львиная доля свадебной съемки - это репортаж - вот и думайте: "Важно ли фотографу быть хорошим репортажником?".



Я очень люблю снимать репортаж и все этапы свадебного дня я стараюсь максимально интересно преподнести - внимательность и наблюдательность непременное условие хорошей съемки. Более того, я стремлюсь к тому, чтобы все фотографии в моей съемке были максимально искренними и настоящими, не терплю позерства и наигранностей - фото должны быть живыми. Даже постановочную часть своей съемки я обыгрываю в репортажном стиле - стараюсь максимально размыть эту грань -  вместо позирования возле каждой достопримечательности в городе, я предлагаю молодоженам расслабиться и провести время с удовольствием для себя - главное объяснить им принцип моей съемки, дать максимальную самостоятельность и свободу, а уж остальное я беру на себя. При таком подходе, удается снимать неподдельные эмоции любых пар, улавливать присущие только им моменты взаимоотношений. Несмотря на такой стиль работы, мои клиенты не остаются без красивых семейных портретов - это составляющая качественной работы фотографа. Хочется, чтобы дети и внуки, глядя на свадебные фотографии родителей, смогли понять, что чувствовали они, когда решили никогда не расставаться. На этом фоне искренность и неподдельность свадебной фотожурналистики предстает в очень благоприятном свете неподвластном времени.



Мои клиенты часто после просмотра своих свадебных фото говорят о том, что они пережили свой день свадьбы как бы заново - это, я думаю, основная цель фотографа - запечатлеть воспоминания и эмоции в своих фотографиях, дать возможность пережить все это заново через много лет. Одним лишь бездумным регистрированием того, что происходит в течение дня не обойтись - важно художественное видение и чувство стиля фотографа, его способность замечать детали, места и случайности. И репортаж, и постановка служат одной цели - показать всю красоту и искренность людей, решивших связать свои жизни. Свадебная фотография должна быть доброй и это обязательное условие - она может быть лирической, безбашенной, странной или неформальной, но отрицательной никак нет. Не бывает некрасивых людей на свадьбе - репортаж расскажет о том, как они провели этот день, об их взаимодействии с близкими, а постановочная фотография покажет и раскроет всю трогательность отношения друг к другу.



Репортажная фотосъемка снимается везде, непрерывно в течение всего дня. Даже если у меня постановочный этап съемки, я не перестаю следить за окружающей обстановкой - мало ли что интересное увижу. А вот как - уже сложнее ответить... Важно умение очень быстро компоновать кадр, выделять главное и отсекать ненужное, всегда нужно оказываться в нужном месте в нужное время - одним словом -  мистика. Мне в этом деле очень сильно помогло увлечение улично-жанровой съемкой - я хожу по городу, фотографирую интересные для меня ситуации, ищу метафоры в обыденных вещах.

В свадебной съемке важна и репортажная фотосъемка и постановочная - день этот не повторится никогда и что-то упустить будет очень обидно.

Безусловно, возможно делать лишь репортажную фотосъемку на свадьбу. Чаще такое практикуется на Западе - люди не желают расставаться в этот день со своими родными, друзьями - свадебный день планируется так, что не остается времени на похождения по живописностям в компании фотографа, постановочные фотографии ограничиваются групповыми или парными портретами. Бывали такие свадьбы и у меня.Без репортажки  свадебная фотосъемки тоже может быть - люди в силу каких-либо обстоятельств заказывают фотографа на пару часов для небольшой постановочной фотосессии. 

Когда-то давно Джо Бьюсинг (Joe Buissink) (один из лучших свадебных фотографов мира) первым представил миру свадебные фотографии с позиции эмоционального репортажа, с тех пор это стало неотъемлемой частью настоящей свадебной фотографии.

Сейчас репортажный стиль съемки свадеб называют свадебная фотожурналистика - фото моментов, которые никогда не повторятся больше, истории, рассказанные языком фотографии.
Ну, а то, как изобразить эти истории и чем при этом руководствоваться зависит от уровня фотографа, от его стиля, предпочтений в данный период творчества, его понимания правильной фотографии.

Традиционно свадебный день состоит из нескольких частей:
- сборы жениха и невесты - относительно спокойная часть съемки, где есть возможность вдумчиво подходить к построению кадра и поиску интересного решения;
- выкуп (встреча жениха и невесты) - здесь фотограф должен соображать на порядок быстрее - большое количество людей, скоротечность событий, сложные световые условия - все это не даст скучать и требует сосредоточенности;
- торжественная церемония регистрации брака - эта часть не представляет для опытного фотографа сложностей уловить все важные моменты происходящего в загсе - роспись, одевание колец, танец молодоженов, реакция гостей на происходящее, групповые фото;
- прогулка жениха и невесты - постановочная часть фотосъемки - зачастую молодожены с фотографом придумывают сценарий фотосессии, тему и настроение для нее;
- банкет - большинство молодоженов не заказывают фотографа на весь банкет, хотя здесь можно снять множество эмоциональных и интересных фотографий - конкурсы, развлекательные номера, танцы.
Сейчас это деление все чаще претерпевает изменения - многие люди не хотят оставаться в рамках традиционного понятия о свадьбе.



Я стараюсь максимально не вмешиваться в ход событий дня свадьбы - люди удивляются такому поведению фотографа, но быстро привыкают и начинают вести себя естественно, не обращать на меня внимание. Я редко использую вспышку, поэтому всегда в новом для меня месте я обращаю внимание на источники света для дальнейшей координации моих перемещений. Я всегда знаю, где находятся жених с невестой, наблюдаю за гостями, детьми - они источник положительных эмоций. Я всегда вижу и помню, где в помещении есть зеркала и стекла для возможного их использования, отслеживаю действия молодоженов - есть ли возможность поснимать гостей или лучше пока не удаляться от них, наблюдаю за происходящим на улице, чтобы не пропустить каких-нибудь "провокаций" со стороны соседей. В общем - это все похоже на игру - надо внимательно, изобретательно и быстро отслеживать происходящее, не забывая при этом вовремя менять объективы и параметры фотоаппарата. На свадьбе постоянно поддерживаю контакт с молодоженами, стараюсь быть им другом - ведь фотограф это человек, с которым они проводят большую часть такого важного дня. Стараюсь, чтобы съемка не была обузой молодоженам, а напротив, заряжала их хорошим настроением и давала возможность отдохнуть перед предстоящим банкетом - люди это очень ценят. Люди, с которыми я работаю, доверяют мне, поэтому я практически никогда не снимаю на свадьбе то, чего мне не хочется - я получаю удовольствие от этой работы, а люди получают хорошие фотографии.

Надеюсь, что люди начнут больше внимания уделять при выборе фотографа не только его портретному портфолио, но и его способности рассказать историю свадебного дня - это очень важно и позволит в дальнейшем получать удовольствие, просматривая свой свадебный альбом.

 Беседовала: Света Бутраменко

 Читайте также:

Точки над i. Постановочные свадебные фотографии.

Точки над i. Традиционная и тематическая свадьбы.

Точки над i. Креатив в свадебной фотосъемке. 

Точки над i. Фото love story.

Точки над i. Брендовое платье невесты.

Точки над i. Видео на свадьбу? 

>>>полный список статей

 

 

 

 Работы Игоря Головачёва: 

Партнёры