22 января 2012 года в городском выставочном зале на улице Болдина, 1 в Могилеве открыла свои двери очередная выставка «Свадебный переполох», но язык не поворачивается назвать ее очередной или скорее заурядной, поскольку и событие, и явление беспрецедентные в «географических границах нормы». Событие незаурядно тем, что впервые в Могилеве у молодых начинающих фотографов появилась возможность представить свои работы в рамках и, что более важно, под вывеской известного ежегодного мероприятия. Кому-то из начинающих фотографов, возможно, это даст билет в будущее, в ком-то просто поселит желание расти и развиваться в этом направлении. Тут я бы хотела добавить, что для публики в этом есть свой интерес: взглянуть за кулисы академического мастерства, окунуться в атмосферу творческого поиска в разных направлениях. Что касается аутентичности явления на лицо беспрецедентный либерализм, как правило, мэтры не дают возможности молодым «засветиться» и это характерно для любой отрасли, однако такие стратегические ходы организаторов, несомненно, в перспективе повысят престиж выставки в целом и номинаций в частности.  

А вот относительно представленных на выставке работ, все выглядит не так перспективно и радужно. Но для того чтобы неискушенному наблюдателю разобраться в этимологии конфликта, созревшего в современной свадебной фотографии, придется ненадолго окунуться в историю. Еще не так давно увлечение фотографией в наших условиях было уделом немногочисленных нердов, это была сложная наука, включавшая в себя комплекс знаний о технических средствах, таких как фотоаппараты, линзы, объективы, фотоувеличители, наука о тонких настройках фокуса, сложном процессе проявки для получения необходимого результата, требовавшие колоссального терпения и немалых средств, поскольку даже очень простой отечественный аппарат стоил недешево и требовал расходных материалов: пленок, проявителей и прочего. 1

Некоторое время назад с приходом цифровой эры в техническом смысле фотосъемка упростилась до элементарности и стала доступна каждому, для этого не нужно глубоких знаний и больших денежных средств, более того как когда-то изобразительное искусство, фотография находится на этапе поиска выразительных средств, она проходит стадии эквивалентные таким направлениям как импрессионизм, модернизм и т.д.

Таким образом, допускается художественная небрежность: заваленный горизонт, отсутствие фокуса, неправильная композиция – все те детали, которые с одной стороны недопустимы, но с другой являются элементами, склоняющими весы от халтуры к искусству. 

2

Как следствие, фотография стала модным увлечением молодежи поколения «хипстеров», а сам фотоаппарат неотъемлемым атрибутом образа. Поскольку в индустрии фотографии есть совсем не много способов конвертировать свои умения в заработок, а из этих немногих доступных еще меньше, на сегодняшний день мы видим такой всплеск популярности профессии свадебного фотографа. По сей день на тематических форумах не теряет своей остроты и актуальности полемика среди адептов криптологической теории заговора узкого круга фотографов старой школы с целью не пустить на рынок новичков. Так вот, посетив выставку «Свадебный переполох», и, просмотрев более 150 работ, 3 я готова поделиться с вами сухими выводами: в большинстве своем работы не просто продолжают, а слишком явно копируют работы старших товарищей по цеху. Настоящих бриллиантов крайне мало в этом поколении, как в прочем и в предыдущем, но они, безусловно, есть. Яркие, самобытные, оригинальные работы – экземпляры штучные и не потребительские. На мой взгляд, в этом году выставка «Свадебный переполох»  помимо очевидной презентационной, преследовала еще и тактическую цель, своего рода гамбит, проиллюстрировавший качественную художественную составляющую молодого фронта фотографов. В заключении, хотелось бы добавить, на вопрос буду ли я рекомендовать посещение выставки, я отвечу, безусловно, «да», причем в любом качестве: пригласите свою девушку туда на свидание просто присмотреться к модным трендам свадебной фотографии или абстрагироваться и посмотреть на это как на социально-художественное явление.

Вашему вниманию самые любопытные, на мой взгляд, реляции: с организатором выставки, членом жюри и свадебным фотографом Мироном Щудло, победителями в номинации «Фотопортрет», фотографами Duet photo и свадебным фотографом Игорем Головачевым о тенденциях развития свадебной фотографии в Могилеве.

ЩУДЛО-АВА Организатор выставки, свадебный фотограф Мирон Щудло (член БОО «Фотоискусство», единственный в Республике Беларусь член PSA (ассоциация фотоискусства Америки), заслуженный и почетный художник Ассоциаций фотоискусства Европы, Азии, Испании; обладатель Гран-при (Бельгия), 20 золотых, 7 серебряных и 20 бронзовых медалей, Кубка за новаторство в фотоискусстве, 3 голубых почетных лент FIAP, высших наград в фотоискусстве, золотых медалей FIAP и PSA. Фотографией занимается с 1990 года .Руководитель Народной Арт-студии. "3 ПЛЮС")

Это 5-ая выставка «Свадебный переполох», которая проводится нами каждый год в Могилеве. В этом году мы в основном сделали ставку на молодых фотографов. За последнее время появилось очень много интересных молодых ребят, которые активно творчески развиваются в жанре свадебной фотографии. Конечно, где-то в их работах страдает композиция, цвет и свет, но не важно, научатся. Работы корифеев могилевской свадебной фотографии для показа на выставке не принимали: у большинства свадебных фотографов города настолько высокое о себе мнение, что любые вопросы переходят в какие-то склоки, а я не люблю эти вещи. Все остальные, кто захотел, получили возможность представить публике свои работы. На выставке мы представили 25 авторов. Они принесли около 250 фотографий, из которых члены жюри отобрали 152 лучшие. Конкурс проводился по следующим номинациям: «Оригинальное решение», «Фотоюмор», «Постановочная фотография», «Фоторепортаж», «Фотопортрет» и «Световое решение».  Еще одно из нововведений конкурса «Свадебный переполох»: в этом году в каждой конкурсной категории победила по одной фотоработе, а не по несколько как было до этого.  Лучшая – значит лучшая.

4

Выставка «Свадебной переполох» проводится под эгидой развития культуры свадебной фотографии. Фотограф не должен портить людям праздник. К сожалению, мы фотографы, друг перед другом стараемся соригинальничать. Наши свадебные фотографы пошли так далеко, что начали снимать суперкреатив, что порой граничит с вульгарностью. В представленных работах нет ничего вульгарного, нет ничего не приличного. Есть вещи недопустимые для свадебных фотографий, если только это не делается специально для какого-то конкурса. В свадебной фотографии для молодых должно быть все красиво. На свадьбе ведь можно сделать акцент и на пьяных гостях, но зачем? В этом смысле мне больше нравится работы украинских фотографов, которые снимают свадьбы целостным процессом, т.е. в основном репортажная фотосъемка. У наших же фотографов вся свадьба поставлена на постановочную  съемку, начиная со 5 сборов жениха и невесты. Мы гоним свадьбы по наработанному сценарию, а если пустить свадьбу как она есть, то в результате получилось бы что-то совершенно другое. Мне нравится более живая съемка как в фотосъемке свадьбы, так и в съемке лав стори (love story). Любое событие, чтобы оно искренне смотрелось, должно быть репортажным. Свадебная фотография должна учитывать личности молодоженов. Но это сложный вопрос, потому что не все пары играют перед камерой и показывают свои чувства. Есть пары, которые очень сложно расшевелить, поэтому очень сложно с ними работать. Но при желании с любой моделью можно сделать красивые снимки. Для меня, в этом смысле пример, актриса Лия Ахеджакова, в жизни она не очень красивая женщина, но когда она начинает играть, она перевоплощается. 6

Беда еще в том, что многие фотографы грешат копированием идей друг у друга. Один фотограф сделает что-то оригинальное и все понеслись повторять и через год, на следующей выставке очень много работ в подобном стиле или на подобном месте. Только что невесты и женихи разные и в разных позах отсняты, а места для фотосъемки практически ничем не отличаются. Фотографов, которые по-настоящему могут творить, немного у нас, но и на этой выставке они есть. В этом году какой-то такой тенденции нет, у нас получилась очень ровная выставка. Есть, конечно, работы послабее, есть посильнее, но как же без этого. Бывает, автор приносит 10 работ, а из них можно на выставке разместить 2-3, так  и делаем, чтобы не портить впечатление от фотографа. 7 Если анализировать как изменился уровень работ наших могилевских фотохудожников, то можно отметить рост уровня. Излишней фотообработкой грешат и старики, и молодые. Что касается награды на «Свадебном переполохе», я считаю, престижным ее получение, потому что быть выбранным лучшим среди такого количества работ, все же о чем-то говорит. Среди представленных на выставке фотографов, я бы выделил ребят из Duet.photo. Они представили очень хорошие работы. Их фотографии чем-то напоминают работы Саши Литина.

При заказе фотографа все равно следует просмотреть больше работ, чем представлено на выставке, для этого можно посмотреть работы на сайте zags.by и встретиться лично с понравившимся фотографом. Жаль, что в выборе фотографа на свадьбу нашими молодоженами во многом главную роль играет не столько мастерство, сколько цена.

Дуэт-ава Свадебные фотографы Duet.photo:

Фотографией мы занимаемся довольно давно, вместе занимаемся, наверное, год. Работы выбирали по принципу «нам нравится». Победу в номинации «Фотопортрет» не ожидали, мы даже не думали, что будут номинации. По поводу победы, мы, конечно, испытываем радость,  небольшую гордость и удовлетворение. Фотография, которая выиграла на конкурсе, была сделана в ДК «ЗИВ» в Могилеве на Челюскинцев. Снимок сделан внутри с отражением фильтра, т.е. между невестой и объективом мы поставили фильтр и он добавил такой эффект.

 Конкретно свадебной фотографией мы занимаемся несколько лет, за это время в наших фотографиях добавилась чувственность. Первое время было довольно напряженно работать, поэтому не получалось уделять внимание всему, однако, со временем приходит уверенность, волнение отходит на второй план и уже можно потрудиться. Самое главное в свадебной фотографии для нас это уловить чувства и моменты и показать это в естественном ключе. Пары попадаются разные. Есть пары, с которыми просто работать, есть и те, с которыми сложнее и приходится больше поработать над результатом. Все зависит от контакта, к кому-то проще найти ключик, к кому-то сложнее.

В постановочной фотосъемке мы стараемся объяснить невесте и жениху, что надо делать и оставляем все на них, мы не подходим и не ставим их как надо, а объясняем, чтобы мы хотели получить и они, как актеры, стараются вжиться в роль. Если пара нас стесняется, то мы стараемся дать понять, что мы тоже просто люди и нас не надо стесняться. Для молодоженов свадьба  - это важный день в их жизни, мы как бы становимся семьей на целый день, мы за ними весь день бегаем, поэтому наше общество должно быть, как минимум, приятным.8

Свадебная фотография – это искусство, если относится к нему, как к искусству, а если воспринимать свадебную фотосъемку просто как способ заработать деньги, то это ничем кроме зарабатывания денег и не будет. Можно сделать фотографию и без обработки в фотошопе, мы так и стараемся делать.

Нам нравится работать в паре, это во многом упрощает работу с молодоженами, они видят, что мы тоже может шутить и смеяться, и им становится легче работать. У нас нет любимого жанра в свадебной фотосъемке. У нас разные фотоаппараты, но если кто-то из нас видит хороший кадр, то он может без проблем подбежать и с другого фотоаппарата сделать его.

Головачев-ава Свадебный фотограф, участник Клуба профессиональных свадебных фотографов России Игорь Головачев:

Очень радует то, что старожилы нашей свадебной съемки дают молодым фотографам попробовать  и показать себя  как свадебного фотографа. На выставке представлено много новых фотографов, есть, конечно, довольно слабые работы, но есть и очень хорошие. Мне лично понравилось несколько фоторабот Игоря Бубнова, его фотографии - отличная заявка в области репортажной свадебной фотографии. Конечно, не все ровно, но несколько кадров есть очень хороших. Хочется, чтобы зритель воспитывался именно на таких фотографиях, здесь видны первые предпосылки, того что репортажная фотосъемка может быть интересной. Хотелось бы, чтобы он продолжил работу в этом направлении, потому что хорошего свадебного репортажа очень не хватает. Свадебную фотосъемку ассоциируют, прежде всего, с прогулкой, недооценивая важность и значимость репортажной съемки. Нужно приводить пары к мысли о том, что не нужно создавать из своей свадьбы иллюзию чего-то, не надо снимать дворец или заказывать чересчур дорогое брендовое платье невесте и залазить долги всей семьей, чтобы все это оплатить, можно сделать хорошую добрую свадьбу и без этого. Не нужно разводить в свадебной фотографии псевдогламур.9

Хочется отметить работы Мирона Васильевича Щудло, он один из немногих фотографов, которые так трепетно относится к свету. Молодежи есть чему у него поучиться.

Что касается Duet.photo, фотографов Артема Толпыго и Алёны Велицкой, то это подающие надежды начинающие фотографы. Думаю, у них есть будущее.

Что касается минусов молодых фотографов, то тут хотелось бы посоветовать нашим фотографам больше следить за мимикой, какими-то микроэмоциями, которые выдают напряженность в людях и портят всю фотографию. Нужно учиться избегать чувства неловкости при фотографировании, учить людей показывать искренние чувства друг к другу. Потому что если ты выставил красивую композицию, нашел красивый свет, а у невесты все время губы поджаты и она думает лишь о том как хорошо получиться на фотографии, то это портит все впечатление. Издалека смотришь красивая фотография, подходишь ближе и отмечаешь, что мимика многое портит. Нужно больше на мелочи обращать внимание. За освещением тоже нужно следить, много на выставке представлено работ, где виден плохой свет на лице у людей.

Композиция у нас хорошем уровне. Композиция – это взаимодействие компоновки, расположение людей в кадре, того что происходит и эмоций. И если что-то нарушено, то композиции нет. Но в традиционном нашем значении слова компоновка у людей хорошая. Везде можно почувствовать воздух, можно узнать место, где это все происходит, хотя некоторые перебарщивают с обработкой  в фотошопе. Нужно во время съемки больше следить за происходящим, тогда можно будет меньше пользоваться фотошопом.

Многие молодые фотографы стараются перенять стиль других фотографов. Это тоже не хорошо. Не  копируйте друг у друга, копируйте хотя бы у фотографов с других городов. Хотя я бы посоветовал больше смотреть на мировые величины в области фотографии. У них свадебная съемка ориентирована на то, чтобы передать настоящую атмосферу на свадебном дне. Нужно развивать фотографию, ориентированную не только на яркие сумасшедшие идеи и людей, готовых воплощать безумный креатив на своей свадьбе, но и на обратную сторону медали, ведь большинство людей хотят спокойно провести этот день. Не всем нужен бешеный креатив и гонки наперегонки по берегу Днепра. Мне очень нравится снимать тихие, семейные свадьбы, где жених не молодой 18-летнй мальчик, а уже зрелый мужчина, солидный, которому негоже плавать с букетом в зубах в реке. В таких парах очень сложно и интересно замечать их настроение, те чувства, которые их связывают. Мне кажется, вот это важно очень. И совершенно не важно, где вы фотографируетесь и что вы делаете. Одного взгляда достаточно, как они друг на друга посмотрят, если фотограф заставит их расслабиться.

Если бы я раздавал победы, то не все бы так отдал.

Победители выставки «Свадебный переполох 2012»:

Лучшая фотография в категории «Постановочная фотография» - свадебный фотограф Дмитрий Пыжов;

Пыжов

Лучшая фотография в категории «Фоторепортаж» - свадебный фотограф Игорь Бубнов;

Бубнов+

Лучшая фотография в категории  «Фотопортрет» - свадебные фотографы Duet.photo;

Дуэт-ФОто

Лучшая фотография в категории «Световое решение» - свадебный фотограф Ярослав Тоурчуков;

Тоурчуков

Лучшие фотографии в категории «Оригинальное решение» и «Фотоюмор» - свадебный фотограф  Мирон Щудло.

Мирон-2   Мирон-1

Более обширное портфолио победителей Вы можете найти на их личных страницах в разделе фотографы нашего сайта!

Посетить ежегодную выставку «Свадебный переполох» вы сможете до 22 февраля этого года в городском выставочном зале по улице Болдина, 1 (на против Драм Театра).

Время работы выставочного зала с 11.00 до 19.00,
понедельник и вторник – выходные.
Стоимость билета – 3500 (взрослый) и 1500 (детский).

Ваши комментарии по поводу выставки можно оставлять ТУТ!

Автор статьи: Светлана Бутраменко

Партнёры