Классический обыватель начала веков выгодно отличается от нынешнего обывателя тем, что свои заблуждения о науке, политике и искусстве он не получал централизованно, в порядке общего оболванивания, а жадно черпал повсюду сам. Нам же с Вами, вынужденным жить в эпоху информации и технократии почему-то опять приходиться разбираться во всём самостоятельно – в технических особенностях адронного коллайдера или специфике свадебной съёмки. Если не брать во внимание такое обстоятельство как прогресс, то в чём же наша концептуальная разница положений с почившим предком? А в том, что неграмотный, вшивый и голодный он был способен отличать плохое от хорошего, выбирать хорошее и протестовать против плохого, например с помощью кишечника, если дело касалось гастрономии. Я критикую не условности, диктующие модные тенденции или потребительский минимум, я говорю о пренебрежительном отношении к моему личному индивидуальному чувству прекрасного. Информационный мусор, а в частности горлопанство бездарей, переходящее в лекцию или даже в проповедь отрицает во мне, как обывателе, не обременённом соответствующими дипломами и образованием, присутствие даже элементарных зачатков вкуса. Художественная ценность – величина не стандартизированная, а, следовательно, не представляется возможным, применить какой либо вменяемый метод измерения с более или менее чётким диапазоном чувствительности.

В плотном потоке всего этого limited special edition ловко работающего корпусом на пути к потенциальному клиенту очень сложно сориентироваться. Прошедшая накануне выставка мастеров свадебной съёмки, в этом контексте тоже не внесла ясности, скорее предоставила богатый материал докторской по френологии для потомков, если бы не одно НО. Это «но» - совершенно неординарные работы творческого объединения «КВАДРАД» (см. пресс релиз), которым мы предложили порассуждать на заданные темы с целью пояснения альтернативного принятому на текущий момент мнению относительно профессионализма, инструментария и художественной фотографии в целом. Без претензий на объективность для всех и каждого.

Пресс Релиз:

Творческая группа «КВАДРАД»
Антон Сеньков-Мельник
Святослав Кудрявцев
Виктор Сеньков

Творческая группа «КВАДРАД» – это проект трёх фотографов, объединённых любовью к плёночной фотографии. Мы не имитируем плёночные эффекты – мы снимаем на плёнку.

Мы не используем современные технологии для того, чтобы изменить снимок до неузнаваемости – мы фиксируем реальность такой, какая она есть, на плёнке, с учётом творческого восприятия фотографа. Кадр на плёнке – это физический слепок реальности, осязаемое подтверждение остановленного момента бытия – в этом его отличие от дискретного, виртуального изображения цифрового файла.

По мнению фотожурналиста New York Times Дэвида Барнетта (David Burnett): «The digital picture pretends to display raw reality. The analog picture is a visualization of human memory.» (анг. Цифровая фотография – средство отображения реальности. Аналоговая фотография является визуализация человеческой памяти.)

Ручная печать с негатива – это мистический, творческий процесс. Когда снимок проходит путь от творческой задумки до готового отпечатка, когда в снимок вложена частичка души фотографа, изображение становится ФОТОГРАФИЕЙ, авторской работой.

Мы работаем вместе для того, чтобы получить результат наилучшего качества, как технически, так и творчески. Мы не только фотографы, но и печатники, и дизайнеры, мы делаем работу сообща для получения художественной фотографии.

Сфера наших интересов – концептуальная фотография, художественная, свадебная фотография, арт-фотография. В зависимости от задач в работе мы используем среднеформатные плёночные камеры, цифровые зеркальные камеры, плёночные узкоформатные камеры, это даёт гарантию получения качественного результата.

Zags.by: Согласно заявленного Вами в пресс релизе взгляда: разность цифры и плёнки – это конфликт формы и содержания, не в классическом его понимании соответствия, а в буквальном, т.е. выбора между отражением действительности через плоскость формы или глубину содержания?

Виктор Сеньков: Я не вижу никакого конфликта. Пленка и матрица имеет плоскую форму, глубина и содержание появляется на готовом отпечатке, который тоже, кстати, не  имеет выпуклой формы, пока его не свернешь в трубочку ,. Глубинный конфликт наступит лишь во времена тотальной разрухи и хаоса, когда не будет подаваться электричество,a  просмотр и воспроизведение цифровых носителей окажется невозможным. Мы же сможем любоваться своими шедеврами, сидя на обломках повергнутой цивилизации, рассматривая пленочные кадры размером 6х6 сантиметров. Не много конечно, но придется довольствоваться малым.

Мы не противопоставляем цифру и пленку, это разные инструменты для получения результата. Драматический эффект наступает, когда вы достаете из кофра большой фотоаппарат с большим объективом.

Zags.by: Аналоговое фото – это просто альтернатива своего рода артхаус относительно утвержденного цифрового большинства в мире фотосъёмки или это настоящий академичный профессионализм, а цифра всё-таки бытовое проявление?

Слава Кудрявцев: Съемка на пленку дисциплинирует, заставляет вдумчиво подходить к процессу,  выбору экспо-параметров,  постановке света,  ведь возможности переснять кадр уже не будет. Небольшое количество кадров, по сравнению с цифрой,  заставляет снимать сразу хорошо, без необходимости делать сотню дублей, а потом выбирать более-менее хороший кадр дома на мониторе.  Возможно, что и интерес к пленочной фотографии в сфере свадебной фотосъемки, вызван тем, что, пленочный фотограф уже  по определению является гарантом получения как минимум технически грамотных снимков. Цифровые фотографы,  начавшие свой творческий путь сразу с цифры, частенько не знают элементарных фототехнических  понятий и хотя кажется, что в цифровой век  они уже не нужны «на экранчике и так видно, что на кадре пересвет, а почему - неважно, ща быстро переснимем», это не так.  Свадебная фотосъемка это и ремесло и в какой-то степени искусство, важно профессионально владеть и ремесленными навыками и художественным видением, тогда можно смело заявить – я профессиональный фотограф

Виктор Сеньков: Любой способ получения изображения, упомянутый вами, имеет право на жизнь, что доказано временем. Несмотря на бурное развитие технологий, которые дают возможность фотографировать большему количеству людей с большей скоростью и в больших количествах, ведущие производители фототехники до сих пор разрабатывают и производят пленочные аппараты и фотоматериалы, цены на которые остаются стабильными долгие годы. Разграничивая пользователей на профессиональных фотографов и любителей, имеются в виду энтузиасты, для которых фотография не является ремеслом и источником постоянного дохода, и всех остальных потребителей, нажимающих на кнопку “снять” время от времени, особо не задумываясь о конечном результате, стоит оговорить подобное различие в технике. Цифро-мыльницы и ранние пленочные аналоги производятся для получения предсказуемого средне-хорошего результата в разнообразных условиях и, самое главное, любым человеком, не обладающим специальными знаниями. Техника для профи требует определенных навыков и, как минимум желания прочитать руководство пользователя. Однако, многим фотографам  достаточно иметь режим съемки в автоматическом режиме для получения предсказуемого гонорара.                                                                                                                                                      

Zags.by: Вы утверждаете, что снимок на цифровую матрицу дискретная величина, противопоставляя ему плёнку, следовательно, Вы подразумеваете её пролангированность, возможно за счёт реализации драматического момента?

Слава Кудрявцев: Пленка и цифра это  инструменты, у каждого инструмента есть свои положительные и отрицательные стороны. Для пленки плюс – это ее художественность, для цифры – оперативность, Для пленки – богатство тональных переходов, особенно черно-белой, для цифры – легкость коррекции. Мы не являемся адептами только пленочной фотографии, мы используем цифру там, где она применима лучше всего- в репортаже, у пленки в постановочной фотографии нет конкурентов.

Виктор Сеньков: Съемка на пленку изначально предполагает большее владение базовой теорией и практикой. В отличие от цифрового фотоаппарата, вы не сможете мгновенно увидеть результат, проконтролировать его, подкорректировать  и, здесь же, на месте обсудить с клиентом. Придется немного помучиться.  Скажем так, аналоговая фотография это альтернатива бездумности.

Zags.by:  Цифра или плёнка – это в любом случае техники одного вида изобразительного искусства со своими достоинствами и ограничениями, а главное характеристиками. На фоне цифрового конформизма в Ваших работах отсутствует ощущение плоскости за счёт введения какой-то новой координаты помимо композиции, сюжета и цвета. За счёт чего Вы этого добиваетесь?

Виктор Сеньков: Нам остается лишь снимать на пленку, все о чем вы говорите, благодаря ей,  глубина  и ощущение воздуха, цвет, фактура,  и все остальное, на что может обратить внимание вдумчивый зритель.

Zags.by: Неизбежный цикл любой ветви культуры – обращаться к опыту в поисках новых выразительных форм, однако он же и типичный спекулятивный инструмент, поскольку у нас принято относится ко всему, как hand-made, как к эксклюзиву, предмету фетиша. На сколько определяющим важен для Вас атрибутивный фактор? Вы лично, как профессионалы, в состоянии повторить свою работу по средствам цифрового аппарата?

Слава Кудрявцев: Сделать очень похоже можно, повторить в точности, конечно нет. Съемка на среднеформатную камеру формата 6х6 это совсем другой подход. И дело не только в разной физике процессов на цифровой матрице и пленке. Хороший фотограф, в момент съемки,  не просто кнопконажиматель, он еще и художник - в кадровом окне фотограф выстраивает  композицию с целью получения художественного эффекта,  так вот для кадра 6х6 изначально композиция будет строиться совсем не так как для кадра 2:3 либо 3:4.  Не лучше-хуже, а по другому. Простая выкадровка кадра 2:3 до квадрата, все равно будет отличаться от изначально снятого на квадрат.

Виктор Сеньков: Да. Может не повторить, а создать имитацию. Но довести цифровой файл до конечного изображения, когда рядовой зритель с трудом найдет отличие цифры от пленки, нам намного проще и легче, в отличие от тех профессионалов, которые учились фотографировать на цифровую камеру, одновременно со съемкой своей первой свадьбы. Посмотришь порой на цветовые изыски подобной  публики и хочется воскликнуть: «Люди, бл**, что же вы делаете? Что это за херня?»

Zags.by: Плёнка или цифра для обывателя (как потребителя) – в чём разница и между чем приходится выбирать?

Слава Кудрявцев: В Могилеве, до недавнего времени, проблемы выбора  не существовало. Молодоженам желающим получить эксклюзивную художественную съемку приходилось заказывать фотографов из Минска, Витебска, Москвы. Для заказчика (адекватного) абсолютно все равно чем фотограф снимает, оценивается в итоге всегда конечный результат – книга или отпечатки. Подавляющее большинство людей никогда не сможет определить на пленку или на цифру снимал фотограф. Поэтому и выбирать фотографа нужно не по камере, а по готовому результату – фотографии в портфолио, фотокнигам и т.д.  Хотя внимательный человек, скорее всего получит большее эстетическое удовольствие от просмотра

Виктор Сеньков: Потребителю, прежде всего необходимо знать, какой результат от съемки он хочет получить, исключая понятие “СДЕЛАЙ МНЕ КРАСИВО”. Люди умны и видят разницу конечного результата, но для его получения приходится тратить больше сил, времени и, конечно, денег. Выбор существует больше не на технологическом, а на человеческом  уровне. У нас есть своя манера, либо она подходит потребителю – либо нет.

Zags.by: Как Вы можете охарактеризовать состояние современного рынка свадебной фотографии города Могилёва? Возможно ли, как-то классифицировать его представителей?

Слава Кудрявцев: Художественная фотография – это в первую очередь авторское видение действительности и сильно зависит от личности фотографа, уровня его культурного развития. В Могилеве на текущий момент, фактически отсутствует авторская свадебная фотография. Если вы возьмете портфолио разных фотографов и перемешаете,  вы не сможете определить, чьи снимки вы смотрите.  Это говорит о том, что в Могилеве доминирует фотография как ремесло, правда, понять фотографов можно – такую фотографию хочет большая часть клиентов, фотографы не хотят рисковать своими гонорарами, им приходится снимать так, как хочет клиент. Есть несколько человек, которые могут позволить себе снимать в своем стиле, но это все же исключение, подтверждающее правило.

Виктор Сеньков: Я мало знаю об этом. Со многими свадебными, и не очень, фотографами знаком, с кем-то связывают давние дружеские отношения. Много приятных и неглупых людей, какой у них уровень – разный. Не следует забывать о том, что съемка свадеб это всего лишь способ зарабатывания денег – ремесло, так же как тачать сапоги, выпекать булки или вязать веники для бани.   

Кто-то делает свою работу лучше, кто-то хуже. Потребитель голосует и оценивает своих кумиров рублем. К сожалению, часто, не объективно                                                 

Zags.by: Кого из своих коллег и почему Вы могли бы выделить?

Слава Кудрявцев: Джо Бьюссинк (Joe Buissink) – в особенности период, когда он снимал на пленку. Отличная репортажная съемка в комбинации с  ручной печатью и раздельным тонированием вызывает уважение. Из отечественных фотографов свадебщиков можно выделить  Евгения и Юлию Канаплевых, Максима Шумилина.

Виктор Сеньков: Мне бы хотелось упомянуть Шумилина, Лещенко, Номада, Осипова, Пилиповича, Рудая, Кильдишову и многих других, чьи работы близки по духу, но все они работают в Минске, некоторые в Москве.

Zags.by: До сих пор всё ещё встречаются фотографы предлагающее достаточно посредственную, в художественном смысле съёмку по неадекватно завышенным ценам. Какие практические советы Вы могли бы дать людям, находящимся на этапе выбора специалиста в области свадебной фотографии? На что обратили бы их внимание?

Слава Кудрявцев: Очень сложно объяснить, как отличить художественную фотографию от нехудожественной, так как нет объективных критериев оценки художественного произведения. Для художественного фотоснимка важнее “Как” снято, чем “Что (кто)”  изображен на снимке. А специфика свадебной фотографии предполагает большую значимость именно информационной составляющей снимка. Профессионализм фотографа и состоит в том, чтобы обеспечить разумный баланс между “Что” и  “Как”.
Практический совет – развиваться культурно, духовно, съездить в Третьяковку,  Лувр, тогда и надобность в практических советах пропадет.

Zags.by: Кто Ваш потенциальный клиент? Это потребитель определённого культурного материала или представитель какой-то социальной группы, каким Вы его видите?

Слава Кудрявцев: Это просто развитые культурно и художественно люди. Они могут быть потребителями разного культурного материала, важен развитый вкус.  Человек, хорошо понимающий и разбирающийся в творчестве, например, Малевича, никогда не скажет, что творчество художников-передвижников никуда не годится, а в среде фотографов свадебщиков такое сплошь и рядом, выражение “все снимают отстой, только у меня съемка  правильная” в Могилеве можно услышать довольно часто. Если вы услышите такое от фотографа – можно с высокой степенью вероятности сделать вывод – у него невысокий уровень художественного развития, возможно, он  сможет неплохо снять вашу свадьбу, но только  по своему шаблону,  который понимает.

Виктор Сеньков: Прежде всего - это люди, которые хотят получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях, хотят иметь лучшее и могут себе это позволить. Если, более развернуто, то нам интересны творческие открытые и не зашоренные люди, готовые экспериментировать, те, кто хочет вступить с нами в фотографический заговор

Zags.by: Возможна ли ситуация, в которой Вы по какой либо причине, откажете молодожёнам?

Слава Кудрявцев: Обычно право выбора находится у клиента. Есть люди которым наша съемка не нравиться, им возможно нужны коллажики, сердечки и т.д., это их право. Такие клиенты нас не закажут. Для творческой, интересной пары, со своим стилем, задумкам мы всегда открыты, вместе выберем образ, места съемки, найдем компромиссы по цене, съемка в другой стране тоже препятствием не будет.
Виктор Сеньков: Конечно. Съемка в другом городе, конец света. В конце концов, мы всегда с интересом выслушаем предложение, от которого не сможем отказаться

Zags.by: Какие Вы могли бы дать советы, касающиеся поведения пары перед фотокамерой? Есть ли какие-то нюансы, о которых стоит предупредить заранее?

Слава Кудрявцев: Не стоит отказываться от предсвадебной съемки, вы сможете привыкнуть к Вашему фотографу, а фотограф сможет научить вас держаться перед камерой.  Важно понимать, если у вас выделено  мало времени на съемку, нет желания фотографироваться, то и хорошего результата достичь не удастся. Хорошие снимки -  это совместный труд фотографа и молодоженов.

Виктор Сеньков: Не бойтесь фотографа – он всего лишь человек. Будьте самими собой. Улыбайтесь. 

Zags.by P.S.: Делать обыкновенные для журналистики в таких случаях выводы, основываясь на мнениях и вкусах, в данном контексте на наш взгляд, как минимум некорректно, тем более, что видеть художественную идентичность в квадрате уже само по себе индикатор эстетического восприятия. Ваши мнения, вопросы и комментарии к вышеизложенному материалу и творческой группе «КВАДРАД» Вы можете оставить на форуме в теме обсуждения Геометрия выбора в «КВАДРАД’е». ЗДЕСЬ!

Автор: Иван ПОПОБАВА

Партнёры